Наша миссия: Создавать лучшее, внедрять эффективное, продвигать везде
Карта сайта
Главная » Библиотека » Информационные материалы » История TPS » Концепция управления А. Файоля

Концепция управления А. Файоля

Анри Файоль считается основателем классической школы управления, он внес огромный вклад в науку управления. Не случайно американцы называют А. Файоля отцом менеджмента.

Все операции, Файоль объединяет в шесть следующих групп:

1. Технические операции (производство, выделка и обработка).

2. Коммерческие операции (покупка, продажа и обмен).

3. Финансовые операции (привлечение средств и распоряжение ими).

4. Страховые операции (страхование и охрана имущества и лиц).

5. Учетные операции (бухгалтерия, калькуляция, учет, статистика и т. д.).

6. Административные операции (предвидение, организация, распорядительство, координирование и контроль).

При этом он указывает: «Каким бы ни было предприятие: простым или сложным, небольшим или крупным, эти шесть групп операций, или существенные функции, мы встречаем в нем всегда».

Наибольший интерес представляет именно шеста группа «Административные операции», вот что о них пишет сам автор:

«Ни на одной из пяти предыдущих функций не лежит задача выработки общей программы работы предприятия, подбора его рабочего состава, координирования усилий, гармонизации действий. Эти операции не составляют принадлежности технической функции, ни тем более функций коммерческой, финансовой, страховой или учетной. Они образуют особую функцию, которая обычно обозначается именем управления и свойства и границы которой — мы сказали бы — определяются довольно неудовлетворительно.

Предвидение, организация, координирование и контроль составляют в обычном понимании бесспорную область управления.

Так же ли бесспорно относится сюда и распорядительство? Нет, не обязательно: распорядительство можно было бы изучать и отдельно. Но я решил включить его сюда по следующим соображениям:

1. Подбор и формирование персонала и создание социального организма предприятия, входящие в задачи управления, в высокой степени связаны с распорядительством.

2. Большинство принципов распорядительства являются принципами управления. Управление и распорядительство тесно сплетены между собой. Даже с простой целью облегчения исследования интересно было сгруппировать в одно эти два вида операций.

3. Эта группировка, сверх того, имеет ту выгоду, что создает очень важную функцию, достойную того, чтобы привлечь и сосредоточить на себе внимание общества по крайней мере в той же степени, как это имеет место в отношении технической функции.

Итак, я предлагаю следующее определение:

УПРАВЛЯТЬ — значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать;

предвидеть, то есть учитывать грядущее и вырабатывать программу действия;

организовывать, то есть строить двойной — материальный и социальный — организм предприятия;

распоряжаться, то есть заставлять персонал надлежаще работать;

координировать, то есть связывать, объединять, гармонизировать все действия и все усилия;

контролировать, то есть заботиться о том, чтобы все совершалось согласно установленным правилам и отданным распоряжениям.

При таком понимании управление не является ни исключительной привилегией, ни лично присваиваемой обязанностью начальника или директоров предприятия; это функция, разделяемая между головой и членами социального тела, подобно другим существенным функциям.

Административная функция ясно отличается от пяти других существенных функций[1]».

Все это написано в 1916 году на основе более чем пятидесятилетнего опыта Анри Файоля. Актуальность данных слов сегодня для ситуации на большинстве российских предприятиях будет отрицать только глупец или человек далекий от реальности. Но время всё же движется и некоторые утверждения Файоля важно интерпретировать для использования в современных условиях.

Так, «предвидеть». По-моему мнению это главная проблема российских предпринимателей. Одни не могут или не хотят предвидеть, т.е. если говорить на современном языке - прогнозировать, другие «временщики», которые находят пустые рыночные ниши, быстро «отбивают бабки» и «бросают» предприятие. И то и другое очень опасно. Первое тем, что отсутствие серьезной прогнозно-аналитической системы на предприятии приводит к потере его конкурентоспособности и как следствие «смерть». Вторые, по-моему мнению, еще более страшное зло. Очень часто такие предприниматели считаются успешными, но! Предприятия, которыми они управляют, всегда не соответствуют экологическим нормам, условия труда рабочих кабальные. Следствие - рост заболеваемости населения и рабочих, рост угнетенной рабочей силы с низкой квалификации, т.к. обучение проходит только на уровне «нажми на кнопку». Для первых выход есть, вторые – вымрут как динозавры, оставив после себя губительные последствия для развития промышленности.

Итак, «предвидеть» - сегодня это означает создание прогнозно-аналитической системы на предприятии с использованием современных инструментов. По-моему мнению, безусловным лидером на рынке аналитических услуг по соотношению цена / функциональность является продукт «Deductor» компании «Аналитические технологии».

«организовывать». Если говорить о материальном, здесь конечно нужно говорить о построении эффективного потока создания потребительской ценности на принципах TPS. Социальная сфера – более сложный вопрос. Его необходимо разделить не следующие составляющие: условия труда и в первую очередь организация рабочего места; стимулирование и мотивация; наставничество и лидерство на всех уровнях предприятия; создание особой атмосферы коллективной работы, связанной с постоянными улучшениями и созданием конструктивных конфликтов; развитие особого внимания к человеку не только как к сотруднику, а в первую очередь как к партнеру в бизнесе.

«распоряжаться, то есть заставлять персонал надлежаще работать» я привел фразу полностью только с целью обратить ваше внимание на последние два слова «надлежаще работать». Сегодня очень популярны слова качество, стандарты. Именно об этом и хочется сказать – надлежаще работать, это работать в соответствии со стандартами, которые должны быть у каждого предприятия. Качество – необходимо понимать только как требования потребителей к продукции. Последовательность должна быть следующей: требования потребителей – качество – процессы, созданные для людей – стандарты. Если вы сможете четко придерживать данной формулы – успех вас ждет!

Автор, Ринат Кутлахметов.


[1] Файоль А. "Общее и промышленное управление". М., 1923 (1916).